Header

Леворукость, левша, Определение мануального предпочтения, переучивание леворуких детей, Определение леворукости или левшества.Леворукость или синоним левша — преимущественное пользование левой рукой при выполнении двигательных действий. Распространенность Леворукости., по данным разных авторов, — от 5 до 35%. Выделяются три варианта Леворукости.:

  • генетически закрепленная,
  • компенсаторная (патологическая),
  • вынужденная (механическая).

Доказана генетическая зависимость леворукости: если в семье оба родителя леворуки, то до 50% детей тоже леворуки. Однако механизм наследования до конца неясен. Одна из последних моделей наследования леворукости, известная как теория "правого сдвига", предложена английской ученой М.Аннет, согласно этой модели фактор "правого сдвига" определяет вероятность доминирования левого полушария как для речевых, так и для моторных функций (т.е. определяет праворукость). Леворукость же объясняется отсутствием гена, содержащего фактор правого сдвига, и тогда возможен инвариантный случайный выбор, т.е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет. В соответствии с этой теорией леворукие, амбидекстры и праворукие в человеческой популяции распределены в соотношении 4%, 33%, 66%. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.

 

Помимо генетической леворукости отмечается и патологическая (компенсаторная), обусловленная пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга и вынужденная, связанная с потерей, повреждением или заболеванием правой руки.

Существуют варианты теорий, рассматривающих комплексное сочетание патологических и генетических факторов, лежащих в основе проявления факторов латерального предпочтения. Учитывая все эти факты, более корректным является представление о гетерогенной (разнопричинной) леворукости. Можно выделить леворукость., обусловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочтения руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и др. причин.

Леворукость, левша, Определение мануального предпочтения, переучивание леворуких детей, Определение леворукости или левшества.Можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки:

  • генетическую латеральность или наследственную основу;
  • патологическую латеральность, обусловленную в значительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга;
  • вынужденную латеральность.

Причем возможны различные варианты сочетания этих факторов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.

Определение мануального предпочтения руки (Леворукость) у детей целесообразно проводить в 4—5 лет, поскольку мануальное предпочтение формируется именно к этому возрасту. Для тестирования используется батарея заданий, включающих 10 привычных и непривычных действий (бросание мяча, нанизывание бусин, раскладывание карточек, отвинчивание и завинчивание пробок на бутылках, работа с конструктором, кубиками, развязывание узелков, составление цепочек из скрепок, сортировка карт и др.). Используются также опросники и батареи тестов, включающих задания в соответствии со способами манипулирования, свойственными детям в бытовых и непривычных действиях.

Насильственное переучивание леворуких детей является высокоспецифическим психогенным фактором, приводящим к возникновению неврозов. Леворукость и ее генезис необходимо учитывать при изучении психологических и психофизиологических особенностей людей в норме и при патологии.

У леворуких людей действиями левой руки "руководит" преимущественно правое полушарие.

Однако роль правого полушария не абсолютна:

  • Только у 15% леворуких контроль речевых функций осуществляется правым полушарием,
  • У 75% — так же как у праворуких — левым.
  • У 15% отмечен двусторонний контроль речи.

Как было сказано выше леворукость — один из вариантов межполушарной организации мозга, при котором левая рука является ведущей в различных двигательных операциях (письмо, рисование, еда, одевание, зажигание спички и др.).

При ведущей левой руке другие ведущие анализаторные системы (ухо, глаз) могут быть или тоже левыми ("чистый левша") или правыми ("леворукий"). Таким образом, термины леворукий и "левша" в современной литературе не совпадают, хотя раньше они были синонимами. Леворукость может быть врожденной или приобретенной, если из-за каких-либо дефектов правой руки человек вынужден пользоваться левой (переученный праворукий или правша). Число Леворуких и левшей в популяции не превышает 5—7% (по данным разных авторов).

Помимо явной, существует и скрытая Леворукость, когда у испытуемого отмечаются отдельные признаки предпочтения левой руки в разных моторных пробах (например, в тестах "замок", "апплодирование", "поза Наполеона" и др.).

Количество лиц с признаками скрытой Леворукости существенно больше явных Леворуких и левшей и достигает в разных выборках 30—40%.

Леворукость и левшество отражают разную степень доминирования правого полушария над левым. Леворукие и левши обнаруживают достоверные отличия от праворуких и правшей по своему психологическому статусу:

  • по эмоционально-личностным,
  • когнитивным
  • и моторным процессам.

Они характеризуются более высокой эмоциональной реактивностью, более тонким различением ряда базальных эмоций, менее успешным выполнением зрительно-пространственных задач и др.

Проблема Леворукости  и левшества изучена недостаточно. С одной стороны Леворукость коррелирует с выдающимися способностями (к музыке, математике, изобразительному искусству и др.), с другой — среди лиц, страдающих различными психическими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией и др.), а также лиц — с низким уровнем интеллекта (олигофрения и др.) — "удельный вес" Леворуких и левшей выше, чем среди здоровых. В связи с этим возник вопрос о существовании нормальных (фамильных) и патологических (приобретенных) Леворукости и левшества; последние, по-видимому, обусловлены нарушениями внутриутробного развития мозга.

Леворукость и левшество связаны с полом:

  • признаки доминирования правого полушария (явная и скрытая Леворукость) чаще наблюдаются у женщин,
  •  чистое левшество — у мужчин.

Существуют литературные сведения о различном количестве Леворуких и левшей в разных странах, о связи Леворукости и левшества со временем рождения.

У Леворуких и левшей возможны необычные способности (зеркальное письмо, цветной слух, "вещие сны" и т.п.). В клинике локальных поражений головного мозга у Леворуких и левшей наблюдаются иные нейропсихологические синдромы, чем у праворуких и правшей. Различия связаны прежде всего с речевыми функциями. Отличается большая вариативность нейропсихологических синдромов у Леворуких и левшей.

Определение леворукости или левшества является одним из разделов нейропсихологической диагностики.

 Разработаны различные методы оценки Леворукости и левшества, которые характеризуют асимметрию как моторных, так и сензорных функций, и являются основанием для построения профиля асимметрии. Фактор Леворукости и левшества учитывается при профотборе (прежде всего — на водительские специальности), а также при отборе детей в спортивные, музыкальные, художественные школы.

Для леворуких и левшей школьников по результатам нейропсихологической диагностики даются рекомендации по адаптации левшей к школе, учебному процессу, выбору оптимального места ученика левши в классе (аудитории) и т.д.