Header

Педагогам начальной школы хорошо знакома такая ситуация:

Представте в своем воображениии следующую картину: Идет урок в первом классе. Дети выполняют самостоятельное задание в тетради. Первоклашка Андрей начинает запись вместе со всеми. Но вдруг взор его отрывается от тетради, перемещается на доску, затем — на окно. Лицо мальчика неожиданно озаряется улыбкой, и, повозившись в кармане, он достает оттуда новый разноцветный шарик. С шумом развернувшись на стуле, начинает демонстрировать игрушку соседу сзади. Не получив достойной оценки своего приобретения, встает, лезет в портфель, достает карандаш. Неудачно поставленный портфель с грохотом падает. После замечания учителя Андрей усаживается за парту, но через мгновение начинает медленно сползать со стула. И снова — замечание, за которым следует лишь короткий период сосредоточения... Наконец — звонок, Андрей первым выбегает из класса.

Описанное поведение характерно для детей с так называемым гиперкинетическим, или гиперактивным, синдромом. Одной из его специфичных черт является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

В последнее время специалистами доказано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания СДВГ (Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю., 1994).

 Синдромы дефицита внимания СДВГ считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек (Флэйк-Хобсон К. и др., 1992).

Ученые из Великобритании выяснили, что у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) хромосомные мутаций встречаются чаще, чем у здоровых, сообщает AP. Отчет об исследовании группы специалистов под руководством Аниты Тапар из Кардиффского университета опубликован в журнале The Lancet.

Причины возникновения СДВГ

В семье рождается ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить, вот будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажут все, что сами знают. Время идет. Ребенок уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что – нибудь ломает беспричинно. И родители, измучившись, идут психологам, врачам. И там ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности "СДВГ".

В последнее время все чаще звучит этот диагноз.

Статистика (Заваденко Н.Н.) показывает, что в :

  • России таких детей 4 - 18 %,
  • США – 4 - 20 %,
  • Великобритании – 1 - 3 %,
  • Италии – 3 - 10 %,
  • Китае – 1 - 13 %,
  • Австралии – 7 - 10 %.
  • Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек.

Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение. Детей с реактивным типом ММД и называют иначе гиперактивными .

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (далее – СДВГ) – наиболее распространенная форма нарушения поведения в детском возрасте, которая проявляется в расстройстве внимания, двигательной расторможенности (гиперактивности) и импульсивности поведения. Распространенность СДВГ у детей колеблется от 2% до 20%, что обусловлено различиями в используемых методах диагностики. Мальчики страдают СДВГ чаще, чем девочки (11,5% и 1,9% соответственно). Четких диагностических критериев для определения СДВГ не существует, поэтому если в прежние годы была особенно актуальной проблема недостаточной диагностики данного синдрома, то в настоящее время активно обсуждается вопрос гипердиагностики СДВГ.

В последнее время проблема леворукости стала довольно частой темой различных публикаций и телепередач, но к сожалению профессиональный разговор о многих особенностях этого явления так и остается «за кадром». Ведь важно знать, с какими трудностями сталкиваются дети-левши и их родители? Как преодолеть эти трудности? А для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимо понять, что же такое феномен левшества вообще. Существует ли специфика в работе мозга левшей? Каковы механизмы возникновения особенностей развития детей-левшей? Как установить наличие этого феномена у человека? 
 

В реальности есть несколько видов левшества, принципиально разных по своему происхождению, а следовательно только зная эти различия, можно грамотно подобрать профилактическую и развивающую программу для ребенка. В основном различают естественное генетически передаваемое левшество и леворукость. Первое значит, что ведущую роль в работе мозга берет на себя правое полушарие