Header

Готовность к школьному обучению — это определенный уровень морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения.

От готовности ребенка к школе зависит успешность и эффективность обучения.

Готовность к школьному обучению. Готовность к школе. Диагностика готовности ребенка к обучению в школеГотовность к школе — это характеристика интегральная, включающая:

  • определенный уровень состояния здоровья и физического развития,
  • личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация),
  • интеллектуальное и речевое развитие,
  • развитие моторных функций и зрительного восприятия,
  • зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др. 

Как учить ребенка читать, Раннее обучение чтению, Методики обучения чтениюИнтересно кто ни будь из взрослых задумывался, а зачем ребенку читать? Ответ, в общем, очевиден: для того, чтобы ориентироваться в море разнообразной информации, учиться в хорошей школе и вообще стать образованным человеком. Поэтому вполне понятно желание родителей научить свое чадо этому весьма важному делу. Но как?

В годы нашей юности все было гораздо проще – был синий букварь с огромной оранжевой буквой А на обложке, и миллионы мальчиков и девочек (кто в три, кто в пять, кто в семь лет) осваивали по нему бессмертные тексты про маму, которая мыла раму. Но вот эти мальчики и девочки  выросли и сами стали родителями. И тут-то выяснилось, что времена изменились. И появились самые разнообразные способы, позволяющие научить ребенка читать. Глаза разбегаются – карточки Домана, кубики Зайцева, шершавые буквы Марии Монтессори, методика Тюленева, которая обещает научить ребенка «читать раньше, чем ходить»… И молодые родители, боясь «не успеть», мечутся от одной методики к другой, от одного специалиста к другому. В методическом «компоте» мечется вместе с родителями и ребенок.

Многие родители и педагоги сталкиваются с трудностями обучения ребенка письму. 

Трудности обучения письму, Трудности формирования навыка письма Психофизиологические механизмы — это несформированность или нарушения базовых познавательных функций, лежащих в основе формирования навыка письма. Трудности формирования навыка письма на начальных этапах обучения могут быть связаны с несформированностью мозговых механизмов произвольной регуляции деятельности, концентрации внимания, незрелостью механизмов нервно-мышечной регуляции, зрительного восприятия, зрительно-пространственного слежения, анализа и дифференцировок, а также несформированностью или нарушением интегративных функций — зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.

Акт письма включает не только "технический" компонент — написание буквы (графемы), но и фонематический анализ звуков, перевод фонемы в графему. Этот процесс требует высокого уровня развития произвольной регуляции деятельности и концентрации внимания. Несформированность фонетико-фонематического восприятия — также может быть причиной трудности обучения письму.

Трудности формирования навыка чтения. Трудности обучения чтениюМногие родители и педагоги сталкиваются с трудностями обучения ребенка чтению.

Психофизиологические механизмы — это несформированность или нарушения базовых познавательных функций, лежащих в основе формирования навыка чтения.

Трудности формирования навыка чтения на начальных этапах обучения могут быть связаны с несформированностью зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, которые определяют сложность дифференцировки букв, различение близких по конфигурации букв (п-н, в-а, г-т), затрудняют запоминание букв.

Это приводит к затруднению процесса чтения, слоговому чтению, перестановке букв при чтении (неправильному чтению), пропуску букв, слогов, "угадыванию" (ситуация, когда ребенок читает первые две-три буквы, а остальную часть слова угадывает).

Особенно четко эти трудности проявляются при форсировании скорости чтения. Требование высокой скорости на начальных этапах обучения, когда зрительная дифференцировка букв сложна и длительна, нарушает процесс формирования навыка.