Речевые занятия с заикающимися детьми и взрослыми делятся на три периода: подготовительный, тренировочный и закрепительный.
В задачу подготовительного периода входит: настроить ребенка/взрослого на занятия, дать ему представления о правильной речи, показать ему, что он тоже умеет говорить правильно, убедить его в том, что он сможет при желании всегда говорить хорошо.
Одновременно его речь изучается в зависимости от разных факторов, происходит как бы закрепление определенных участков его свободной речи с фиксацией на положительных моментах.
В задачу тренировочного периода
Ведется кропотливая работа по воспитанию навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях.
Задача закрепительного периода – постепенно, уменьшая число специальных речевых занятий, автоматизировать приобретенные взрослым навыки речи и поведения, чтобы постепенно снять контроль над речью.
Во всех трех периодах происходит постепенное усложнение речевых упражнений в зависимости от разных сторон речи (структуры, громкости, плавности и ритмичности) и от влияющих на речь факторов (обстановки, общественного окружения и видов деятельности).
Каждое речевое занятие является связующим звеном предыдущего с последующим занятием. Так образуется последовательная и целостная система воздействия на речь заикающегося ребенка или заикающегося взрослого.
С чего начать?
С чего же начать? Конечно, с обследования речи. Это позволит наметить основные направления и последовательность речевых занятий.
Производится сбор анамнестических данных и непосредственно обследование самой речи.
-
Логопед проводит обследование, т.е. производит сбор данных у родителей ребенка или непосредственно у заикающегося взрослого по следующим пунктам:
- здоровье родителей
- общее развитие ребенка до возникновения заикания
- речевое развитие, уровень речи заикающегося взрослого
- особенности воспитания ребенка в семье
- речевое окружение, место работы взрослого
- когда и как возникло заикание
- какие еще недостатки имелись в этот период
- особенности проявления заикания и сопутствующие ему нарушения
- обращались ли ранее за помощью
-
Задачи речевого обследования будут заключаться в том, чтобы определить:
- место возникновения и форму речевых судорог
- частоту их проявления и сохранные возможности ребенка/взрослого
- сопутствующие нарушения речи
- сопутствующие двигательные нарушения, навязчивые движения
- отношение к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей
Место возникновения судорог: так при тонических судорогах артикуляционного характера преимущественно используются речевые упражнения с опорой на гласные звуки, упражнения на расслабление мышц речевого аппарата.
При дыхательных судорогах целесообразно больше внимания уделить ритмизированной речи.
Это полезно для нормализации дыхания. При голосовых судорогах целесообразны упражнения с гласными звуками с разной громкостью их произнесения (от шепота к громкой речи).
Частота речевых судорог у детей и взрослых с заиканием позволяет судить о сохранных участках речи человека (его речевых возможностях).
Таким образом, проведение обследования позволяет судить о разных проявлениях заикания. Это помогает выбрать необходимые средства и приемы воздействия на заикающегося ребенка или заикающегося взрослого.
Тренировки, тренировки…
-
Данные примеры упражнений на преодоление заикания подходят как для детей так и для взрослых.
- Речевые зарядки.
- проведение подготовительных речевых упражнений с заикающимся. - Артикуляционно-мимическая гимнастика
- расслабление речевых мышц
- тренировка умения сбрасывать напряжение
- тренировка лицевых мышц
- упражнения для мышц лба, щек, губ, языка - Логопедические занятия включают в себя:
- дыхательная гимнастика (воспитание правильного полного вдоха и выдоха)
- воспитание навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
- упражнения для удлинения речевого выдоха
- дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движением
- работа над голосом
- упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса
- интонационные упражнения
- формирования навыка плавной речи
- логоритмические упражнения: формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизации речи
- произнесение пословиц, чистоговорок, скороговорок с различной интонацией.
- Психогимнастика.
- Невербальный тренинг, «язык тела».
- Логоритмика.
- Чтение стихов.
- Чтение текстов.
- Пересказ с метрономом.
- Речевые импровизации.
- Ролевой тренинг.
Для заикающихся наиболее трудным в речевом общении является выступление перед большой аудиторией.
Чтобы устранить эту трудность по окончании периода индивидуальных занятий с логопедом, предлагаем посещать школу ораторского искусства.
Полученные навыки плавной речи вы сможете закрепить работая в группе под наблюдением тренера и попробовать свои силы выступая перед аудиторией. Вы обретете большую уверенность в себе, свободную пластику движений, способность к зрительному контакту, с мягкой голосоподачей.
Научитесь управлять своим мышечным тонусом, делать релаксацию.
- Речевые зарядки.