Header

Речевые занятия с заикающимися детьми и взрослыми делятся на три периода: подготовительный, тренировочный и закрепительный.

В задачу подготовительного периода входит: настроить ребенка/взрослого на занятия, дать ему представления о правильной речи, показать ему, что он тоже умеет говорить правильно, убедить его в том, что он сможет при желании всегда говорить хорошо.

Одновременно его речь изучается в зависимости от разных факторов, происходит как бы закрепление определенных участков его свободной речи с фиксацией на положительных моментах.

В задачу тренировочного периода

входит овладение всеми ранее недоступными для него формами речи и речевых ситуаций.

Ведется кропотливая работа по воспитанию навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях.

Задача закрепительного периода – постепенно, уменьшая число специальных речевых занятий, автоматизировать приобретенные взрослым навыки речи и поведения, чтобы постепенно снять контроль над речью.

Во всех трех периодах происходит постепенное усложнение речевых упражнений в зависимости от разных сторон речи (структуры, громкости, плавности и ритмичности) и от влияющих на речь факторов (обстановки, общественного окружения и видов деятельности).

Каждое речевое занятие является связующим звеном предыдущего с последующим занятием. Так образуется последовательная и целостная система воздействия на речь заикающегося ребенка или заикающегося взрослого.

С чего начать?

С чего же начать? Конечно, с обследования речи. Это позволит наметить основные направления и последовательность речевых занятий.

Производится сбор анамнестических данных и непосредственно обследование самой речи.

    Логопед проводит обследование, т.е. производит сбор данных у родителей ребенка или непосредственно у заикающегося взрослого по следующим пунктам:
  • здоровье родителей
  • общее развитие ребенка до возникновения заикания
  • речевое развитие, уровень речи заикающегося взрослого
  • особенности воспитания ребенка в семье
  • речевое окружение, место работы взрослого
  • когда и как возникло заикание
  • какие еще недостатки имелись в этот период
  • особенности проявления заикания и сопутствующие ему нарушения
  • обращались ли ранее за помощью

 

 

    Задачи речевого обследования будут заключаться в том, чтобы определить:
  • место возникновения и форму речевых судорог
  • частоту их проявления и сохранные возможности ребенка/взрослого
  • сопутствующие нарушения речи
  • сопутствующие двигательные нарушения, навязчивые движения
  • отношение к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей

     

    Место возникновения судорог: так при тонических судорогах артикуляционного характера преимущественно используются речевые упражнения с опорой на гласные звуки, упражнения на расслабление мышц речевого аппарата.

    При дыхательных судорогах целесообразно больше внимания уделить ритмизированной речи.

    Это полезно для нормализации дыхания. При голосовых судорогах целесообразны упражнения с гласными звуками с разной громкостью их произнесения (от шепота к громкой речи).

    Частота речевых судорог у детей и взрослых с заиканием позволяет судить о сохранных участках речи человека (его речевых возможностях).

    Таким образом, проведение обследования позволяет судить о разных проявлениях заикания. Это помогает выбрать необходимые средства и приемы воздействия на заикающегося ребенка или заикающегося взрослого.

    Тренировки, тренировки…

     

      Данные примеры упражнений на преодоление заикания подходят как для детей так и для взрослых.
    • Речевые зарядки.
      - проведение подготовительных речевых упражнений с заикающимся.
    • Артикуляционно-мимическая гимнастика
      - расслабление речевых мышц
      - тренировка умения сбрасывать напряжение
      - тренировка лицевых мышц
      - упражнения для мышц лба, щек, губ, языка
    • Логопедические занятия включают в себя:
      - дыхательная гимнастика (воспитание правильного полного вдоха и выдоха)
      - воспитание навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
      - упражнения для удлинения речевого выдоха
      - дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движением
      - работа над голосом
      - упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса
      - интонационные упражнения
      - формирования навыка плавной речи
      - логоритмические упражнения: формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизации речи
      - произнесение пословиц, чистоговорок, скороговорок с различной интонацией.

       

      • Психогимнастика.
      • Невербальный тренинг, «язык тела».
      • Логоритмика.
      • Чтение стихов.
      • Чтение текстов.
      • Пересказ с метрономом.
      • Речевые импровизации.
      • Ролевой тренинг.

      Для заикающихся наиболее трудным в речевом общении является выступление перед большой аудиторией.

      Чтобы устранить эту трудность по окончании периода индивидуальных занятий с логопедом, предлагаем посещать школу ораторского искусства.

      Полученные навыки плавной речи вы сможете закрепить работая в группе под наблюдением тренера и попробовать свои силы выступая перед аудиторией. Вы обретете большую уверенность в себе, свободную пластику движений, способность к зрительному контакту, с мягкой голосоподачей.

      Научитесь управлять своим мышечным тонусом, делать релаксацию.