Header

После обследования проводится пояснительная беседа с родителями, где объясняется суть метода работы над воспитанием плавной речи, обсуждается необходимость проведения режима молчания.

Режим молчания.

Режим молчания проводится в течении 4-6 дней. Во время режима молчания все говорят шепотом. В домашних условиях этот режим трудно соблюдать, однако необходимо придумать ребенку занятие: рисовать, собирать мозаику. На этом этапе логопед может начать

дыхательные упражнения или работать над развитием фонематического слуха. .

Можно обучить родителей как работать над развитием мелкой моторики рук. .

Логопед же занимается развитием мимических мышц лица и развитием моторики артикуляционного аппарата.

 

Переход к шепотной речи.

Период шепотной речи длится 10 дней.

Все: взрослые и дети, дома и на улице - говорят с ребенком шепотом.

В этот период продолжается закрепление навыков правильного речевого дыхания и расслабления. Цель этих занятий: уметь увеличивать продолжительность выдоха, овладеть мягким приступом выдоха, управлять мышцами артикуляционного аппарата, владеть мимикой, жестами.

Используется шепотное произношение считалок, потешек, звукоподражаний с глухими согласными с, ш, х, ф.

Проводятся игры на расслабление и снятия напряжения.

 

Основными элементами речевого обучения заикающихся детей является:

  • постановка дыхания,
  • постановка голоса,
  • постановка темпа речи,
  • воспитание координации общих и мелких движений и
  • воспитание характера.

Для дошкольников привитие этих навыков по возможности следует проводить через игру.

Дыхательные, голосовые упражнения прорабатываются тоже в форме игры.

Они имеют огромное значение для заикающихся: они развивают дыхание, голос, подавляют чувство страха перед звуками собственного голоса.

Все дыхательные упражнения проводятся в форме игры: потушить на выдох свечку, сдуть одуванчик, раздуть угли, остудить чай, и т. д. Голосовые упражнения проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою волка, ауканью, жужжанью пчелы, жука, шипенью гуся и другим.

На первых порах им уделяется большое место и лишь по мере усвоения они проводятся как короткая зарядка.

Следующим этапом являются упражнения на координацию слова с движением. Стихотворный ритм речевой игры и выполняемые соответствующие тексту движения отвлекают внимание ребенка, снимают и облегчают торможение в речи.

Помимо того, игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, освобождают от скованности мышцы речевого аппарата, помогают регулировать процессы возбуждения и торможения, воспитывают внимание, ловкость, смелость.

Занятия на координацию слова с движением начинают с самых доступных для детей упражнений – с игры в считалки.

На первых порах даем такие считалки, в которых имеется четкое совпадение текста с движением:

Научились мы считать:
«Раз, два, три, четыре, пять!»

Легкий, короткий текст считалок и медленные движения руки сдерживают темп речи ребенка и облегчают произношение.

Постепенно речевые упражнения по координации слова с движением усложняются переходом на чтение стишков под хлопки руками, под броски мяча, под счет, движения флажками и прочее.

В начале лечения особенно полезно давать детям считалки, стихи с повторами, так как благодаря своей ритмичности они помогают налаживать дыхание, легко запоминаются и очень нравятся детям.

Приводимые в занятиях подвижные игры с речевым сопровождением расположены по принципу от легкого к трудному.

Очень часто встречаются дети с частичным или общим недоразвитием моторики.

Эти дети совершенно не могут прыгать на одной или обеих ногах, не умеют поймать мяч или удержать его в руках, поэтому проведение подобных игр очень полезно для развития моторики вообще.

Следующим видом занятий являются настольные игры по обучению навыкам спокойного медленного темпа во фразах.

В этих играх дети получают навыки в произношении предложений по картинкам сначала в три слова:
- У меня рыбка.
- У меня котенок.

Затем дети переходят к произношению предложений по картинкам в четыре слова:
- У меня золотая рыбка.
- У меня маленький котенок.

Дальше дети получают навыки произношения более сложных предложений от 5 до 8 слов, которые произносятся с обязательной паузой для дыхания.
У меня белый гриб, /он растет в лесу./

Произношение таких сложных предложений без деления на мелкие предложения будет недоступно ребенку и вызовет заикание.

Далее прививают навык вопросно-ответной формой речи:
- У кого красная рыбка?
- У меня красная рыбка.

После упражнений в произношении коротких предложений в играх приступаем к работе над связным текстом, начиная с легких рассказов и сказочек.

Порядок работы над рассказом:
- отраженное чтение;
- вопросы и ответы по прочитанному;
- пересказ прочитанного под мяч.

При пересказе под мяч бросок мяча делается одновременно с произношением слова. Бросок мяча из положения руки на высоте плеч должен быть легким и плавным, чтобы не вызывать напряжения мышц рук, которое может передаваться на мышцы всего речевого аппарата.

Последним видом речевых упражнений, которыми мы заканчиваем воспитание здоровой речи, является самостоятельный рассказ на заданную тему. Перевод детей на этот вид занятий возможен только при условии, если ребенок вполне справляется со всеми предыдущими видами речевых упражнений.

Предлагаем несколько типовых занятий.

    План занятия.
  1. Расслабляющие движения.
  2. Дыхательные упражнения.
  3. Голосовые упражнения.
  4. Речевые упражнения – игры на координацию слова с движением.
  5. Речевые настольные игры и занятия.

Расслабляющие движения.

Помахать руками, как птички крылышками. помахать руками, как при прощании.
Кисти рук расслаблены- круговое движение кистями рук.

Дыхательные упражнения.

Ребенку предлагается потушить свечу.

Логопед объясняет, что сначала нужно вдохнуть через нос (не поднимая плеч и не запрокидывая назад головы), а потом спокойно выдыхать на свечу через рот, произнося длительно шепотный звук ффффффф

Логопед предлагает ребенку сдувать ватку с ладони и затем проверять – у кого ватка улетела дальше.
Предлагается при вдохе понюхать цветок.

Голосовые упражнения.

Звукоподражания паровозному гудку – уууууууу

Звукоподражания вою волка – уууууууу

Игра «Эхо»: один произносит громко «А» - другой тихо отзывается «а»
Логопед следит за правильностью дыхания и артикуляцией детей.
Звукоподражания: АУ

Речевые упражнения на координацию слова с движением.

1. Воспитание спокойного темпа при произношении считалки. Игра в считалки проводится медленно, четко произнося каждое слова.
«Научились мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять!»
Размеренные движения пальца руки регулируют темп и делают темп произношения текста доступным для ребенка.
Считалка произносится 4-5 раз, а затем логопед переходит к следующим речевым упражнениям:

2. Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре с мячом. Например, произносим имена друзей: на замахе мяча говорим первый слог, на второй слог – бросаем мяч: Во – ва.

3. Речевые упражнения в счете от одного до пяти – под мяч. Каждое слово – бросок мячом в пол.

4. Произнесение стишка под хлопки:
Вербочки, вербочки,/
снег по полям,/
Вербочки, вербочки,
/ холодно вам?/

Необходимо следить за тем, чтобы дети делали паузы в конце строки.

5. Воспитание спокойного темпа в игре по мяч: «Бросай – лови» мяч опускается в пол при ударном слоге в слове «лови»

Речевые настольные игры.

1. Воспитание спокойного темпа речи в предложении в три слова.
Для этих занятий используется любое предметное лото.
Логопед показывает голосом, в каком темпе дети должны произносить название взятой ими картинки, а потом предлагает детям называть картинки в таком же темпе.

Дети произносят:
- У _меня_ петушок.
- У_ меня_ рыбка.
- У_ меня_ белка.

2. Спокойный темп отрабатывается в вопросах и ответах по картинкам:
«Что делает?»
Логопед спрашивает:
- Что делает мальчик?
- Мальчик кормит рыбок.

Игры с пением.

В этих играх развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки.

Игры с пением – хороводы проводятся так: логопед проговаривает каждую строчку, сопровождая ее соответствующим движением. Ребенок затем повторяет вместе с логопедом.
Например: «Ладушки-ладушки»

Дети ведя хоровод, по ходу песни останавливаются и выполняют движения.

Мыли мылом ушки, мыли мылом ножки, вот такие ладушки, ладушки-ладушки (вытянув руки вперед, показывают ладошки)

Сопряженная речь

Этот период занимает 4-5 недель.

При сопряженном произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темп, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, паузы, логическое ударение; учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как одно целое, плавно с выразительным интонированием.

Цель этих занятий:
Коррекция общей моторики, воспитание плавного выдоха, мягкого голосоначала, слитности гласных, подражательности, внимания, зрительной ориентировки на говорящего.

Игры-драматизации стихотворений, прозы

Дети могут запомнить достаточно большие по объему стихи, отрывки из произведений. У детей 5-6 лет появляется критичное отношение к своей речи, что ведет к усилению судорожности и снижению игровой активности. Участие в инсценировках помогает детям произвольно выполнять движения, владеть собой и своим телом, а песенный речитатив нормализует речь.

Коррекция звукопроизношения.

Коррекция нарушений звукопроизношения у заикающихся детей требует дополнительных занятий и проведения специальных игр на развитие лица, речевого праксиса.

С заикающимися детьми рекомендуется проводить одновременную работу по устранению заикания и недостатков произношения. На индивидуальных занятиях осуществляется постановка звуков, их автоматизация, дифференциация, развивается фонематическое восприятие.

Проводятся дидактические игры на определенный звук, на развитие дыхания, голоса, артикуляции, игры с звукоподражаниями.

В работе со звуками соблюдаются требования, необходимые для нормализации речи заикающегося: логопед и ребенок говорят на мягкой атаке голоса, плавно, соблюдая паузы, не нарушая темпа дыхания и речи.