Header

В формате ВОПРОС - ОТВЕТ

Не грузите ребенка – будет заикаться!

-  Внучке 3 года 4 месяца. Начала говорить, и стала заикаться… Что делать?

- В развитии речи бывает три кризиса. Первый: с года до двух лет, когда идет активное познание, запоминание слов. У ребенка растет активный и пассивный словарь. Если в это время вы будете с ребенком много читать и разговаривать – это может вызвать у него «запинки».

Второй кризис бывает в возрасте от двух до трех лет. Когда идет активное освоение грамматического строя, ребенок задумывается над составлением предложений. Старается из простых предложений составить сложные, использует союзы «чтобы», «потому что». И если в этот период вы даете речевую перегрузку – это может вызвать заикание! Но оно не настоящее, а функционального характера. Просто артикуляционный аппарат ребенка не готов для длинных развернутых высказываний.

Нужно посмотреть анамнез: как проходила беременность, роды, первый год жизни ребенка, какая обстановка у вас дома. Если все нормально, взрослые дружелюбны к ребенку – эти функциональные нарушения пройдут. А вообще лучше ограничить интеллектуальную информацию. Соблюдать режим дня. Обязательно обратитесь в районную поликлинику к логопеду. Он покажет, как работать с дыханием, какие упражнения делать.

 

Как попасть в логопедический садик

- Дочери 6 лет. Проблемы со звуками «р», «л». «л» заменяет на «в». У нашего папы похожая проблема. Он вместо лук говорит «вук». Часто она говорит: «Папа изришил (разрешил), сатри (смотри)…Логопед-дефектолог: надо учить ребенка выговаривать все звуки

- Очень много слов дети «перекраивают»: Вного (много), вулица (улица), небель (мебель). Их обязательно надо поправлять. Делать замечания в хорошей доброжелательной форме. Чтобы поставить звук «л», надо закусить кончик языка так, чтобы был виден краешек нижних резцов.  И потянуть звук «ы». Язык при этом расслаблен. «Л» - единственный боковой звук по направлению воздушной струи. Воздушная струйка попадает в щеки. 

- Я когда дочь забираю из сада, слышу: у всех детей во рту каша. Да еще и воспитательница плохо говорит, картавит. Это может сказываться?

- Конечно. Ребенок может копировать неправильные звуки, подражать.

- Как попасть в логопедический садик?

- Мама всегда может проконсультироваться по любой речевой патологии у районного логопеда. И если ребенок нуждается в логопедической группе, то логопед направит ребенка районную ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Поймите, логопеду одному с проблемой не справиться, нужны каждодневные занятия дома. Бывает, что ребенка на занятия к логопеду водит бабушка (мама занята), а занимается потом мама. Это неправильно. Мама должна сидеть у логопеда вместе с ребенком. Чтобы на приеме спросить: «А куда вы палец толкаете?», «А как вы ставите язычок?».

- Сын говорит «Бабуска, бозе мой!» Нам 4 года. Это уже на всю жизнь?

- Шипящие исправить можно. У вашего сына идет замена Ш на С, Ж на З. Ш и Ж тоже хорошо поддаются коррекции на занятиях с логопедом. Запомните, все звуки должны появиться к 4,5 годам. До пяти - крайний срок. Хуже со свистящими звуками, когда ребенок не прячет кончик языка за зубами. Это называется стертая дизартрия. Она плохо исправляется, так как затронуты глубинные структуры мозга.

Логопед - дефектолог

Как правильно составлять предложения

- В декабре дочке 6 лет. Букву «р» не говорим. Вместо рыба – лыба. Это нормально?

- Нет, в этом возрасте это уже патология. Надо идти к логопеду и ставить правильное произношение.  Я могу дать упражнения. Но этого недостаточно. Нужно работать индивидуально с логопедом. Причем вместе с мамой.

- Как научить ребенка правильно составлять предложения?

- С опорой на картинки. Хотя методов много. Картинка - самый простой. Начинаете с вопроса. Что нарисовано на картинке? (там изображена скамейка в парке – прим.ред.) и помогаете - «скамейка». Как ты думаешь, она лежит, валяется, стоит? Ребенок отвечает «стоит». Как ты думаешь, где стоит эта скамейка? Посмотри, растут деревья, аллеи с цветами, здесь люди сидят, отдыхают. Это парк? Это лес? И помогаете составить предложение «Скамейка стоит в парке». А давай мы слово парк – избитое и известное – заменим на слово сквер. 

- Она некоторые слова повторяет по два раза

- Это не страшно. Она просто подбирает слово. В этом возрасте повторы возможны, ребенок набирает свой словарь.

 

О дисграфии

- Закончили 1 класс. В тетрадях куча ошибок: ребенок пропускает слоги. Классная преподавательница считает, что это дисграфия…

- Надо делать детальный анализ письма. Взять тетрадки (где больше ошибок) и на прием к логопеду. Классическая  дисграфия: замена одних букв на другие. Б на П, Ш на С , Р на Л. Что вас должно насторожить? Пропуск букв (бывает при стечении согласных). Пропуск гласных. Может быть слитное письмо. Или нет точек, либо нет больших букв. Может путать написание букв с одинаковыми элементами (м-л, в-д, б-д, т-п, с-э).
А в устной речи у таких детей все может быть нормально. В основе работы с дисграфиками  - звукобуквенный анализ, либо анализ предложения. Нарушения письма могут быть на фоне недоразвития фонематического слуха или общего недоразвития.

В зависимости от этого строится и коррекционная работа. В первом случае достаточно звукобуквенного анализа, а во втором этого недостаточно, нужно работать со словарем и над грамматическим строем речи.

- Может заставлять сына больше читать?

- Нужно. А то наши дети все больше играют в компьютер. А там букв мало, в основном игры-стрелялки… 

 

Что делать, если ребенок онемел

- У сына после травмы (ножевое ранение, была повреждена сонная артерия) пропала речь. Скажите, кто работает с такими пациентами?

- Это заболевание называется афазия - распад речи. Бывает после травмы, ДТП, нейрохирургических операций, после инсульта. Когда затронуты сенсорные и моторные центры речи. У детей достаточно быстро восстанавливается.

 

 

На вопросы отвечает главный детский логопед Челябинска Татьяна Бабенко