Header

Развитие речи у детей этой возрастной группы происходит особенно быстро: пополняется словарный запас, звуковое оформление слова улучшается , более развернутыми становятся фразы.

Однако как многие замечают: одни малыши к 3 –м годам уже чисто и правильно произносят слова – им детский логопед не нужен, другие же говорят невнятно и таких детей большинство.

Для этого возраста характерны пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, сокращение слов ( «апипед» вместо велосипед), неправильное ударение.

Малыши создают свои слова – занимаются словотворчеством, спрашивают значение слова (почему автобус называется автобусом), пытаются выяснить их происхождение. Детский логопед обращает внимание ребенка на звуковое оформление слов.

Со словом они уже соотносят конкретную вещь, действие или качество предмета, но не могут еще определить из каких звуков состоит слово, не могут разложить слово на части – это работа и является составной частью логопедических занятий.

Неустойчив еще и голос: некоторые дети говорят очень тихо, чуть слышно, другие – крикливо.

На логопедических занятиях с детьми этого возраста детский логопед: - учит детей четко произносить слова. Для этого взрослый использует прием интонационного выделения голосом отдельных звуков, т. е. произносит определенный звук в словах немного громче, протяжнее: ззззззима, зззззззайка и предлагает малышам повторить эти слова так же.

При закреплении звука «с» детский логопед произносит его длиннее, чем обычно в речи: ссссобака, ссссок, автобусссс – в какой бы позиции не был звук! - для регулирования голоса обратите внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью.

  •  произнесите имя ребенка шепотом, тихо, умеренно, громко)
  •  произнесите в различном темпе (быстро, умеренно, медленно)
  •  учите отвечать на вопросы достаточно громко и неторопливо.

Детский логопед обращает внимание ребенка на то, как говорят окружающие люди и они сами, учит детей различать на слух, как громко и с какой скоростью говорят. Это развивает слуховое внимание.

Взрослый должен следить за своей речью (громко или тихо, быстро или медленно говорит) Его речь - это образец для подражания детьми. Так должен говорить не только детский логопед, но и папа с мамой , а также ближайшее окружение ребенка.

Развитию слухового внимания способствует разгадывание загадок, построенных на звукоподражании, помогающим найти ключ к разгадке.

    На логопедических занятиях:
  • учить детей соотносить звучащее слово с предметом или картинкой
  • учить внятно произносить 2-х, 3-х, 4-х сложные слова
  • отвечать на вопросы
  • громко и тихо воспроизводить звукоподражания.
  • различать на слух близкие по звучанию звукосочетания и звукоподражания.

Все это можно проводить не только на логопедических занятиях, внедряйте данные приемы дома и речь вашего ребенка заметно улучшиться!

Игры на логопедических занятиях с детьми.

1. Кого как зовут?

Детский логопед спрашивает имя ребенка и просит назвать имена других детей.
(Как зовут девочку с красным бантиком?).

2. «Да или нет»

Логопед показывает мишку и называет его части тела, предлагает отвечать только словами «ДА или НЕТ»
(Есть у мишки нос? - ДА)

3. Угадай, что звучит.

Логопед предлагает ребенку послушать барабан, колокольчик, молоточек.
Устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание.
Что звучит? – спрашивает логопед.

4. Назови животных и скажи как кто кричит?

Логопед расставляет домашних животных на столе, просит назвать их и как они кричат. Собака: аф-аф, кошка: мяу, лошадка: и-го-го, гуси: га-га и т.д.
На логопедическом занятии специалист добивается, чтобы дети внятно произносили все звуки в звукоподражаниях.

5. У кого какой предмет?

Логопед раздает детям картинки, например на тему «одежда» и затем спрашивает:
”У кого шапка?” Сам показывает большую картинку с изображением того же предмета. Дети сравнивают их и называют.
Детский логопед упражняет детей в правильном произношении определенных звуков в словах, учит их чисто выговаривать.

6. Гусь и гусята.

Логопед предлагает ребенку произносить громко ГА-ГА-ГА, когда кричит гусь и говорить тихо, когда кричат гусята га-га-га.
Логопед следит, чтобы дети воспроизводили звукоподражания с нужной степенью громкости.

7. Магазин.

Игрушки, в названиях которых есть звуки м, п, б (мь, пь, бь) Логопед расставляет игрушки перед детьми и предлагает поиграть в магазин.