Header

К этому возрасту ребенок может произносить практически все звуки. В этот период важное место уделяется развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, логопед учит различать звуки на слух и правильно произносить их (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р).

Ребенок в этом возрасте овладевает грамматическим строем языка, начинает употреблять в речи различные грамматические формы: новые для него части речи, сложные для него синтаксические конструкции. Словарь еще беден прилагательными и наречиями, поэтому в занятия следует включать больше именно этих частей речи.

Для развития фонематического слуха, речевого дыхания, для выработки у детей отчетливой дикции советуем разучивать считалочки, скороговорки, потешки, поговорки.

Старшего дошкольника учат вслушиваться в слово, в его звучание.

Рекомендуется два способа произнесения слова, с целью обследования его:

а) чтобы понять из каких звуков состоит слово, то произносим все звуки одинаково протяжно (лллааапппааа) – такой способ помогает расчленить слово на звуки и установить последовательность их в слове.

б) если внимание ребенка необходимо обратить на какой-то один звук, то усиленно выделяем голосом именно этот звук (ллллапа).

Это подготовка к звуковому и слоговому анализу слов.

Упражнения и игры:

Как звучит слово?

Есть слова, которые звучат немножечко похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок.

Или, что можно сказать про слова: резина, корзина? Правда похоже?
Давайте подберем похожие слова к слову зайка! (незнайка, зазнайка, побегайка…)

Найду тебя по имени.

Ребенок громко и отчетливо называет свое имя и откликаются ребята, чьи имена похожи (рифмуются).
Например: Саша – Маша, Митя – Витя, Майя – Рая.

Какой звук потерялся?

Логопед читает стихотворение и пропускает звук, например:

«Подготовлен …амолет, он отправиться в полет».
В каком слове не хватает звука? Какой это звук? Назовите его?

Можно использовать загадки-добавлялки.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису)

Ты не бойся – это гусь,
Я сама его … (боюсь)!

Зайку бросила хозяйка-
По дождем остался … (зайка).

Где обедал, воробей?
В зоопарке у … (друзей)

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему …(штанишки).

-Голосок твой так хорош -
Очень сладко ты …(поешь)

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе …(живот)

Слово можно прошагать.

Узнать длинное или короткое слово можно по шагам.
Логопед произносит «суп» и одновременно шагает, обращает внимание детей, что у него получился один шаг – вот какое коротенькое слово!
Теперь предлагает детям назвать самые длинные слова.
Кто назовет длинное слово, тот и победитель!

Молчанка

Детям предлагается посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова.
Выбирается ведущий – он ходит по группе и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет он должен остановиться и хлопнуть в ладоши. Остальные дети на своих звуковых дорожках отмечают, правильно ли он выполнил задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.

Поймай мяч

Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат по мячу. Игра заключается в том, что дети произносят в одной шеренге короткие слова, в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему. Начинается игра по сигналу.

Что получится?

Логопед показывает картинку, на которой изображен «кот» и говорит, что короткое слово кот можно превратить в длинное. Ребенок называет слова: котенок, котишка, котик, киска, котеночек.

Короткое слово проговаривают протяжно и следят за последовательным расположением звуков на своих звуковых дорожках.

Длинные слова логопед демонстрирует на своей звуковой дорожке.

Звуки в слове можно выделить.

Предлагаются игровые упражнения, где детей учат слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять детей в самостоятельном подборе и назывании слов с определенными звуками.

Логопед выставляет картинки на стенде и просит ребят назвать каждый изображенный предмет, сказать для чего он нужен и какие звуки слышны в его названии. Ответы должны быть индивидуальные.

Затем просит назвать картинки, в названии которых слышится звук «Л», затем просит назвать картинки со звуком «Т».

Логопед следит за тем, чтобы дети правильно произносили название предмета, выделяли голосом нужный звук.

Загадка Петрушки.

Логопед говорит, что получил письмо от Петрушки, он пишет, что живет на даче, ходит в лес по грибы. Отгадайте, какие я грибы собираю – в названии которых есть звук «с»: сыроежки, свинушки, маслята, грузди, рыжики, боровики, подосиновики.

Анализируя ответы, логопед отмечает – есть ли в слове заданный звук, достаточно ли громко и четко ребенок выделяет его голосом.

Дети этого возраста (шестого года жизни) должны усвоить терминологию, связанную со звучащим словом, научиться запоминать и осмысленно выполнять задания.

Дети приучаются самостоятельно думать, активно использовать уже усвоенные знания, наблюдать за словом, следить за его изменениями.

Очень важно учить детей самостоятельно придумывать задания. Вот примерные задания:

«Назовите марки машин со звуком «а»; «Чем отличается лук и жук, лис и лист?; «Найдите в комнате предметы с длинными названиями»; «Про что здесь можно сказать коротким словом?»; «Подберите к слову мишка слова, похожие по звучанию»; «Мне подарили две игрушки, в названии их слышится звук «И». Что это?»

( по материалам «Учите, играя» А.И. Максаков Г.А. Тумакова)